ИСТОРИЯ

 

С некоторой натяжкой можно сказать, что первый человек, начавший использовать наряду с первобытным оружием и различные подручные предметы для противодействия себе подобным, был основателем кобудо. Но, если говорить о кобудо в современном смысле слова, то вышеуказанное утверждение будет верным только отчасти. Понятно одно, что самые первые сведения о происхождении кобудо теряются в глубине веков.
Сегодня существуют две версии появления и развития кобудо на Окинаве: легендарная и современная, более реалистичная, основанная на последних исторических сведениях.
Следует иметь ввиду, что история кобудо (кобудзюцу) неразрывно связана с историей каратэ-до, так как разделение окинавских систем рукопашного боя на безоружные и использующие оружие, произошло сравнительно недавно – на рубеже 19-20 в.в.
К слову сказать, и сейчас ряд школ каратэ на Окинаве имеет в своих аттестационных программах требования по знанию не только каратэ, но и кобудо одновременно. Но, мы отвлеклись.
Итак, история каратэ и кобудо гласит, что эти виды рукопашного боя начали развиваться на островах Рюкю с незапамятных времен и первоначально были объединены в рамках некоей системы «Тэ» или «Окинава-тэ», что означало соответственно «Рука» и «Рука Окинавы».
Указанная система на протяжении своего существования неоднократно дополнялась и расширялась. Так, в XII в. (эпоха Тайра-Минамото) потерпевший поражение клан Тайра откатился из Японии на юг и, частично, осел на Рюкю. Он принес на острова большой багаж военных знаний, в том числе и в области боевых искусств.
В 1350 году, с установлением официальных отношений с Китаем, на Окинаву прибыло посольство с целью распространения на острове китайской культуры. В число передаваемых знаний вошли и боевые искусства, отлично разработанные к тому времени в Китае. Китайские боевые искусства смешались с более ранними окинавскими разработками, дав новый толчок для развития боевых систем на острове.
К началу 15 века остров Окинава, которым правили многочисленные феодальные князья, был разделен на три крупных государства: Хокудзан (на севере), Тюдзан (в центре) и Нандзан (на юге), — известные как «Три Королевства». В 1429 году они были объединены под властью одного правителя — Сё Хаси, со столицей в городе Сюри. Его потомок Сё Син (1477-1526) окончательно ликвидировал феодальную раздробленность, основал государство, базировавшееся на принципах конфуцианства, и собрал всех феодальных князей Окинавы (андзи) в Сюри. Одновременно был наложен запрет на ношение мечей и владение оружием. Это государство, известное как Королевство Рюкю жило и процветало благодаря торговле с Китаем, Кореей, Японией и другими государствами Юго-Восточной Азии.
В 1609 году на Окинаву вторглись самураи японского клана Сацума с острова Южный Кюсю и захватили ее. Новые правители ужесточили действие «Указов об оружии» введенных Сё Сином, а в 1699 году запретили ввоз любого оружия.
Далее, легендарная версия гласит, что в это время гнет достиг такого уровня, что на целую деревню выдавался один нож для хозяйственных нужд. Вот тогда-то искусство каратэ (безоружного боя) и кобудо (боя с применением предметов обихода, не являвшихся на тот момент оружием) достиг своего пика.
В целях борьбы с оккупантами из клана Сацума крестьяне и рыбаки стали создавать тайные сообщества, целью которых было изгнание японцев с острова. Для этой благородной цели члены сообществ изучали каратэ и кобудо, упражняясь днем и ночью. И через некоторое время в боях с вооруженными самураями островитяне убедительно и не раз доказывали высочайшую эффективность каратэ и кобудо.
Более современная историческая версия излагает, что в 1724 году по различным причинам в Сюри сконцентрировалось большое количество представителей дворянского сословия Рюкю (сидзоку). Чтобы освободить от них столицу, было принято решение разрешить сидзоку заниматься торговлей, ремеслами, рыболовством и сельским хозяйством на отдаленных островах и вдали от городов Окинавы. В новые поселения дворяне привносили свою культуру, в том числе и знания в области кобудо. Однако, местное население, особенно крестьяне, загруженные работой почти круглосуточно, пребывали в состоянии, близком к рабскому. Поэтому развитие кобудо происходило крайне медленно и, в основном, в среде выходцев из дворянства.
После реставрации Мэйдзи (1848) острова были аннексированы новым правительством Японии. В 1879 году последний король Рюкю Сё Тай был сослан в Токио. Правительство Японии создало новую префектуру – Окинава. Начался процесс японизации коренного населения и искоренения традиций и обычаев, считавшихся чуждыми исконно японским, который закончился только по окончанию II Мировой войны.
В период конца 19 – начала 20 веков кобудо Окинавы было практически забыто, им владел очень небольшой круг мастеров, зачастую обладавших разрозненными знаниями по отдельным видам оружия.
В современном мире распространено небольшое количество традиционных школ окинавского кобудо. Основными из них являются различные версии Рюкю-кобудо мастера Тайра Синкэн (1897-1970), Матаёси-кобудо мастеров Матаёси Синко (1888-1947) и его сына Матаёси Синпо (1923-1997) и Ямани-рю кобудо мастера Тинэн Массами (1898-1976).

ОРУЖИЕ КОБУДО.

Существует большое количество различных видов оружия (в основном китайского происхождения) и предметов, изначально оружием не являющихся, которые представляют собой орудия труда измененные для боевого использования или без каких-либо изменений. Ниже перечислены основные виды оружия кобудо:

— бо (другие названия: рокусякубо, кон, кун) – наиболее распространенное оружие, деревянный шест (бо) длиной шесть (року) сяку. Японская мера длины сяку составляла около 30,3 см. Т.е. длина шеста составляла около 182 см. Окинавские названия шеста «кон» или «кун»;

— сай – металлический трезубец, прообразом которого служила ваджра – один из символов буддизма. Другая версия относит происхождение сай к вилам для рыхления почвы. Парное оружие. К родственным видам сай относятся: мандзи-но сай (сай в форме свастики) и нунти (навершие остроги, похожее по форме на мандзи-но сай);

— тонфа (тунфа, туйфа, туйха, тунфуа, тонфуа, тойфуа, тонкуа, тункуа, таофуа) – палка длиной около 40 см. с поперечной рукоятью, первоначально рычаг для вращения жернова ручной мельницы. Парное оружие.

— нунчаку – две палки длиной около 30 см, соединенные веревкой длиной около 10 см. прообразом нунчаку послужили, по различным версиям, конские удила или цеп для обмолота риса;

— дзё (цуэ, сутику, сансякудзё, ёнсякудзё, ханбо) – палка (посох) длиной 90-120 см.

— кама – серп, сельскохозяйственное орудие для сбора риса. Применяется в одиночном и парном вариантах. При использовании в парном варианте – нитёгама (два серпа);

— эку (уэку, иэку, кай) – весло;

— сурутин – веревка или цепь с укрепленными по обоим концам металлическими или каменными грузилами. Приспособление для причаливания и крепления лодок к пристани. Существует два вида: нага-сурутин (длиной 3 м.) и тан-сурутин (1,5 м.);

— куэ (кува) – мотыга, кетмень;

— нунтибо – острога, шест длиной около 210 см. с нунти на одном конце;

— тэкко – металлический шипастый кастет, прообразом могло служить седельное стремя. Парное оружие;

— сансэцу-кон – деревянный трехзвенный цеп со звеньями длиной около 65 см. соединенными веревками или цепью длиной около 5-7 см.

— тинбэ-ротин или тинбэ-сэйрюто – непарное оружие, изначально представляющее из себя крышку от большой кастрюли (то-хай) в сочетании с лопаткой для перемешивания риса — хэра. То-хай использовали как щит, хэра – как дубинку. Однако, приемы с то-хай и хэра не были своевременно канонизированы и поэтому впоследствии были утрачены. В настоящее время то-хай трансформировался в щит: металлический круглый (диаметром ок. 60 см.) или костяной, приблизительно овальной формы изготовленный из панциря большой морской черепахи. Вместо хэра используют ротин или сэйрюто. Ротин представляет из себя короткий дротик с копейным навершием и, часто, раздвоенным хвостовиком. Сэйрюто – секач (мачете) для разделки крупной рыбы;-

танбо (тамбо, нитётанбо) – две толстые неровные палки длиной по 60-70 см. Парное оружие;

— тэттю (титтю) – спицы, короткие металлические пруты, заостренные с двух сторон с кольцами в средней части или без таковых, с поперечными выступами или без них. Парное оружие кастетного типа;

— другие виды;

— в Всерорссийской Федерации Кобудо в перечень оружия, кроме перечисленных видов входит боккэн, деревянный макет самурайского меча.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В настоящее время кобудо переживает своеобразный период ренессанса. Большое количество школ каратэ и других боевых искусств без оружия, из разного рода соображений (часто коммерческих), вводит в свой арсенал работу с оружием, заимствуя информацию из всех доступных источников. В ряде случаев оружейная традиция перенимается целиком от одной из известных направлений кобудо, но чаще школы каратэ вырабатывают свой оружейный арсенал, компилируя его по своему усмотрению.

Эксперт Федерации Кобудо Санкт-Петербурга
Судья 1 категории по ВБЕ, МБИ РСБИ
 Владимир Балякин, 4 дан Кобудо